СВЯТО-СЕРГИЕВСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР
О ДУХОВНОМ
 
НА ГЛАВНУЮ  АРХИВ НОВОСТЕЙ

 КАК ПРИГОТОВИТЬСЯ К ПРИЧАСТИЮ

      Целью нашей жизни является духовное преображение и обновление. Оно осуществляется не только нашими усилиями, но, в особенности, нашим таинственным соединением с Богочеловеком Иисусом Христом – источником жизни. Таинство, в котором это соединение осуществляется, именуется
     Причащением, и происходит оно во время Божественной Литургии, где хлеб и вино в Чаше становятся истинным Телом и Кровью Господа нашего Иисусу Христа. Необходимость соединения верующих с Собой Господь раскрыл в Евангелие: «Ядущий мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во мне, и Я в нем» (Ин. 6:56). Соединение с господом является мощным источником духовного обновления и внутренних сил для верующего. К нему, поэтому, следует всегда подходить с соответствующей подготовкой и стараться никогда не утрачивать те чувства благоговения и страха Божия, которые мы должны испытывать подходя к Чаше. Подготовка к Причастию включает в себя пост (начиная со среды), молитву и покаяние в грехах. Пост – это отказ как от пищи животного происхождения (мяса, молока, яиц, при строгом посте – и рыбы), так и от разного рода развлечений (просмотров фильмов, телепередач, чтения определенной литературы, супруги воздерживаются от близости и т.п.). освобожденное время необходимо использовать для чтения духовной литературы, Евангелия, посещения богослужений, домашней молитвы. Обычная подготовка включает в себя, помимо утренних и вечерних молитв, чтение покаянного канона, канона молебного ко Пресвятой Богородице, канона Ангелу-Хранителю, а так же Последования ко Святому Причащению. Названные каноны можно прочесть за несколько дней, а Последование – накануне Причастия. Накануне Причастия необходимо исповедоваться. Детям довольно трудно соблюсти все молитвенные правила подготовки ко причастию. Родителям необходимо вместе с духовником выбрать оптимальное количество молитв, которое будет по силам ребенку, затем постепенно увеличивать число нужных молитв, необходимых для подготовки к причастию, вплоть до полного молитвенного правила ко Святому Причащению. Для некоторых составляет большую трудность прочтение необходимых канонов и молитв. По этой причине иные годами не исповедуются и не причащаются. Многие путают подготовку к исповеди (при которой не требуется столь большой объем прочитанных молитв) и подготовку к причастию. Таким можно рекомендовать приступать к Таинствам Исповеди и Причастия поэтапно. Сначала нужно должным образом подготовиться к исповеди и при исповедании грехов попросить у духовника совета. Нужно молиться Господу, чтобы Он помог преодолеть трудности и дал силы достойно приготовиться к Таинству Причащения. Поскольку принято приступать к Таинству Причащения натощак, с двенадцати часов ночи не едят и не пьют (курящие – не курят). Исключение составляют младенцы (дети до трех лет). Но и детей с 3-х лет необходимо приучать к существующему правилу. Утром также ничего не едят и не пьют и, естественно, не курят, можно только почистить зубы. После прочтения утренних молитв читаются молитвы ко Святому Причащению. Если утром чтение молитв ко Святому Причащению затруднительно, то нужно взять благословение у священника прочитать их вечером накануне. Если в храме исповедь совершается утром, необходимо придти вечером, до начала исповеди. Если исповедь была совершенна накануне вечером, то исповедующийся приходит к началу службы и молится со всеми. Причащение Святых Христовых Таин есть Таинство, установленное Самим Спасителем во время Тайной вечери: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 26-28). Во время Божественной Литургии совершается Таинство Святой Евхаристии – хлеб и вино таинственным образом превращаются в Тело и Кровь Христову и причастники, принимая Их во время причастия, таинственно, непостижимо для человеческого разума, соединяются с Самим Христом, так как весь Он содержится в каждой Частице Причастия. Причащение Святых Христовых Таин необходимо, чтобы войти в жизнь вечную. Об этом говорит Сам Спаситель: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Кровь Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную , и Я воскрешу его в последний день….» (Евангелие от Иоанна, гл. 6, ст. 53-54). Таинство Причащения – непостижимо великое, поэтому и требует предварительного очищения Таинством Покаяния; исключение составляют лишь дети до сети лет, которые причащаются без исповеди. Женщинам необходимо стереть с губ помаду. Нельзя причащаться женщинам в период месячного очищения. Женщины после родов допускаются к причастию лишь после прочтения над ними очистительной молитвы сорокового дня. Во время выхода священника со Святыми Дарами причастники делают один земной (если день будний) или поясной (если день воскресный или праздничный) поклон и внимательно слушают слова читаемых священником молитв, повторяя их про себя. Поле прочтения молитв причастники, сложив руки на груди крестообразно (правая поверх левой), чинно, не теснясь, в глубоком смирении подходят к Святой Чаше. Сложился благочестивый обычай первыми к Чаше пропускать детей, затем подходят мужчины, после них – женщины. У Чаши креститься не следует, чтобы случайно ее не задеть. Вслух назвав свое имя, причастник, раскрыв уста, принимает Святые Дары – Тело и Кровь Христовы. По причащении диакон или пономарь обтирает причастнику уста специальным платом, после чего он целует край Святой Чаши и отходит к специальному столику, где принимает запивку (теплоту) и съедает частицу просфоры. Это делается для того, чтобы ни одна частица Тела Христова не осталась во рту. Не приняв теплоты, нельзя прикладывать ни к иконам, ни к Кресту, ни к Евангелию. После принятия теплоты причастники из храма не уходят и молятся со всеми до конца богослужения. Посте отпуста (заключительных слов богослужения) причастники подходят ко Кресту и внимательно выслушивают благодарственные молитвы после Святого Причащения. После прослушивания молитв причастники чинно расходятся, стараясь как можно дольше сохранить чистоту своей очищенной от грехов души, не размениваясь на пустые разговоры и неполезные для души дела.

      В день после причащения Святых Таин не совершаются земные поклоны, при благословении у священника к руке не прикладываются. Прикладываться можно лишь к иконам, Кресту и Евангелию.

 

             

 на главную