КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ТАИНСТВУ ЕВХАРИСТИИ

ТАИНСТВО ЕВХАРИСТИИ (ПРИЧАСТИЕ)

 

 
НА ГЛАВНУЮ  АРХИВ НОВОСТЕЙ

 

В СВЯТО–СЕРГИЕВСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ  

ТАИНСТВО ЕВХАРИСТИИ (ПРИЧАСТИЕ)

 СОВЕРШАЕТСЯ ЕЖЕДНЕВНО

 

К ПРИЧАЩЕНИЮ НУЖНО ОСНОВАТЕЛЬНО ГОТОВИТЬСЯ:

1) Для начала нужно поститься около трех дней. Поститься — значит, воздерживать себя от дурных мыслей и поступков, а также в скоромной еде (скоромная пища или пища животного происхождения — мясо, рыбо, сыр, молоко и молочные продукты). Стараться не вкушать нужно не только скоромную еду, но так же и всю ту, которая особенно вам нравится. Вообще, стоит заметить, что пост — это воздержание во всем том, к чему у вас имеется тяга. И вэти дни необходимо отказаться именно от этих вещей. Например: в обычные дни вам нравится постный торт со сливками и колбаса, вы любите смотреть ток-шоу по Первому каналу и читать современные детективы… Вот от всего этого вы в дни поста и отказываетесь.

И еще одна оговорка, желающим причаститься, в эти три дня нельзя жить супружеской жизнью.

2) В эти три дня нужно вычитать канон покаянный Господу нашему Иисусу Христу, канон Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю.

3) В день перед Причащением придите на вечернее богослужение. Приступите к Таинству Исповеди. К нему нужно обязательно подготовиться, лучше запишите ваши грехи на листочек, чтобы ничего не забыть. Не забудьте сразу после того, как батюшка отпустит ваши грехи, взять благословение на Причащение. Не уходите после исповеди. Останьтесь на службе, постарайтесь вникнутьв суть церковных молитв.

4) Вечером, вместе с вечерними молитвами, вычитайте Последование ко Святому Причащению.

5) Встаньте утром, вычитайте утренние молитвы и натощак приходите в церковь. Служба начинается в 08:30 в храм желательнее прийти пораньше, чтобы вы успели спокойно поставить свечки и приложится к иконам. Подходя к Чаше, скрестите руки на груди крестообразно (правую на левую), подходя к Чаше громко и четко называйте свое полное православное имя (например: не Юлия, а Иулия;  не Полина, а Пелагея). После Причащения не торопитесь, дайте спокойно вытереть вам специальном платом губы, и не торопясь поцелуйте край Чаши. У Чаши не креститесь и не разговаривайте. После Прчиащения подойдите к столику, чтобы компотом и просфорой запить Тело и Кровь Христовы. Достойте до конца службы. Подойдите к Кресту, который будет давать священник. И с миром идите домой.

6) Придя домой, первым делом прочтите благодарственные молитвы по Святом Причащении и день грядущий старайтесь провести в миру и спокойствии. Дабы не осквернить Тело и Кровь Христову, находящихся в вас.


        Православному христианину, желающему приступить к святому таинству Причащения, надлежит помнить, что для того, чтобы причастие Господу не было «в суд и осуждение», ему необходимо выполнить ряд сущностных и дисциплинарных условий. Дисциплинарные условия не являются строго обязательными и в случае экстраординарных обстоятельств (например, при тяжкой болезни человека или предсмертного его состояния, внезапной сложной или опасной жизненной ситуации) не исполняются. Однако православным христианам следует помнить, что выработке этих дисциплинарных условий послужил большой опыт жизни Церкви, и поэтому в обычных обстоятельствах эта внешняя подготовка (исповедь, пребывание на богослужении, пост, домашняя молитва и т. д.) также является обязательной.

1. Осознание смысла. Человек должен совершенно точно осознавать, куда и зачем он пришел. Он пришел, чтобы вступить в Богообщение, стать причастником Божества, соединиться со Христом, вкусить вечерю Господню для своего освящения и очищения от грехов, а не исполнить религиозный обряд, «попить компотика» или поужинать. Апостол Павел говорит об этом так: Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю (1 Кор.11, 20-22).

2. Искреннее желание. Человек должен иметь совершенно искреннее желание соединиться со Христом. Этому желанию должно быть чуждо всякое лицемерие, и оно должно быть соединено со страхом Божьим: Начало мудростистрах Господень (Притч. 9, 10). Человек должен помнить, что тот кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней (1 Кор. 11, 27).

3. Душевный мир. Человек, подходящий к чаше, должен иметь душевный мир, то есть состояние, чуждое злобе, вражде или ненависти против кого-либо. В таком состоянии для верующего человека подойти к таинству невозможно. Господь наш Иисус Христос сказал: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23-24).

4. Церковность. Человек не должен нарушать канонов Церкви, отлучающих его от причащения и Церкви, то есть он должен находиться в допустимых Церковью рамках веры и нравственной жизни, так как «благодать даруется тем, которые не нарушают пределов веры и не преступают преданий отцов» (Иустин Философ. Послание к Диогнету). А в случае отступления от веры и совершения смертных грехов — воссоединиться с Церковью в таинстве Покаяния.

5. Напряженная духовная жизнь. И наконец, последнее, но очень важное сущностное условие. Христианская жизнь, к которой призван христианин, невозможна без ведения христианином напряженной духовной жизни как постоянной внутренней борьбы христианина между живущим в нем ветхим человеком с поврежденной грехом природой и новым человеком, рожденным во Христе в таинстве Крещения и получившим семя вечной жизни, которое он призван взрастить. Напряженная духовная жизнь включает в себя постоянное самоиспытание, принуждение себя к следованию заповедям Христовым и деланию добрых дел, истинному покаянию, воздержанию и т. д. Из этого сущностного условия вытекают последующие дисциплинарные условия, которые Церковь предлагает как способствующие ведению правильной духовной жизни.

6. Литургический пост. Перед причастием по древнейшей традиции Церкви необходим так называемый литургический пост, или пост перед причастием, который заключается в том, что с 24 часов ночи накануне перед причастием ничего не едят и не пьют, ибо принято приступать к святой чаше натощак. В дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т. д.) следует помнить, что продолжительность литургического поста по определению Священного Синода не может составлять менее 6-ти часов. Возникает вопрос: если кто-нибудь, постясь для приобщения Святых Таин, умываясь или находясь в бане, нехотя проглотил немного воды, должен ли таковой причаститься? Как отвечает в своем каноническом послании святитель Тимофей Александрийский: «Должен. Ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от причащения, чаще будет делать то же» (Ответ 16). В сомнительных случаях утром перед службой можно обратиться за советом к священнику.

7. Исповедь. Традиция Русской Православной Церкви требует обязательной исповеди перед причастием: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11, 28-30). Исповедь перед причащением может происходить как накануне вечером (или утром, перед Литургией) так и в необходимых случаях (праздники, загруженность священников из-за большого скопления народа и т. д.) — за несколько дней до причащения.

8. Телесный пост. Желающий причаститься должен постараться достойно приготовиться к этому святому таинству. Ум не должен чрезмерно рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться. В дни подготовки, если позволяют обстоятельства, надлежит посещать богослужения в храме и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило. Средством к такой более сосредоточенной духовной жизни является пост (в церковной практике он называется говением): телу предписывается воздержание и ограничение в пище (мясной и молочной). Телесный пост перед причастием продолжается обычно несколько дней, и общее правило здесь таково: чем реже человек причащается, тем строже и больше должен быть телесный пост, и наоборот. Мера телесного поста также обуславливается семейными и социальными обстоятельствами (жизнь в нецерковной семье, тяжелый физический и интеллектуальный труд, в этих условиях, естественно, мера снижается). Отметим, что для христиан, соблюдающих однодневные и многодневные посты, во время Светлой пасхальной седмицы телесный пост перед причастием, как правило, полностью отменяется.

9. Присутствие на богослужении и домашняя молитва. Так как храмовое богослужение позволяет лучше подготовиться к Литургии (общему делу — греч.), здоровому человеку накануне Причащения надо постараться прийти в храм и помолиться вместе со всеми на вечернем богослужении. Домашняя молитва включает в себя кроме обычных утренних и вечерних молитв чтение Последования ко Святому Причащению: канон вечером, а остальное последование вслед за утренними молитвами утром. Русская традиция предусматривает также чтение трех канонов: Покаянного ко Господу, Молебного ко Пресвятой Богородице и Канона ангелу-хранителю, обязательным является их прочтение в случае отсутствия на вечернем богослужении. Желающие, по личному усердию, могут прочитывать также и другие моления, например Акафист Иисусу Сладчайшему.

10. Телесная чистота. Существуют определенные требования к телесной чистоте мужчин и женщин: им предписывается отказаться от телесных супружеских отношений накануне причащения. Древняя аскетическая традиция также предписывает, без острой необходимости, мужчинам воздерживаться от причащения в день после ночного непроизвольного истечения, а женщинам, во время женских дней и сорокодневного послеродового периода.

 

Александр Боженов, катехизатор Данилова монастыря

НАЗАД