О ЛИВНАХ И ЛИВЕНСКОМ  РАЙОНЕ

 
НА ГЛАВНУЮ  БЛАГОЧИНИЕ

Ливны — второй по величине и экономическому значению город Орловской области. Население города — 50,9 тыс. жителей (по состоянию на 2009 г.). Своё название город Ливны получил от названия рек, у слияния которых был изначально основан. Это Ливна Полевая и Ливна Лесная

Первое упоминание в летописях относится к 1177 году (как центр удельного Ливенского княжества). По мнению историков, город был полностью разрушен в XIII веке в ходе Западного похода Батыя. Возрождён в 1571 году и 1586 году — здесь была поставлена крепость, позднее входившая в Большую засечную черту.

С давних времен бытовало мнение, об известности города с XII века. Например, его высказывал Г.Пясецкий, утверждая в 1893 году, будто «не подлежит сомнению, что Ливны принадлежат к числу древнейших городов Орловской губернии, так как они не только существовали в XII веке, но были тогда уже княжеским городом»[25]:22. Мнение основывалось на трех приводимых фактах:[25]:21-22

В 1888 году преподаватель Воронежской духовной семинарии и член Ученой Рязанской Архивной комиссии Стефан Егорович Зверев отыскал в частной библиотеке г-на Муромцева в селе Баловневе Данковского уезда Рязанской губернии рукописный сборник 1667 года. Там помещалась родословная Рязанских князей, где на листе 287 упоминались дети князя Глеба Ростиславича Рязанского (умершего в 1177 году) сидевшие «на Ливнах и на Воронеже».

В. Н. Татищев (1686—1750) колебался в названии князя Святослава (XIII век) Липецким или Ливецким, то есть Ливенским.

С. М. Соловьёв (1820—1879) вторя В. Н. Татищеву, считал, что территория княжения Святослава и сама его деятельность больше соответствует Ливнам чем Липецку.

 В 70-х годах XX века на ливенском въезде в названии города поместили дату основания — 1180 г. и даже поговаривали о скором праздновании 800-летия. Однако, после запроса руководства города, Главное архивное управление СССР официально сообщило, что город-крепость Ливны основан в 1586 году и никакими другими документами Центральный государственный архив древних актов не располагает[6]:89. Поэтому к концу 70-х годов дату при въезде изменили на нынешнюю, сообщённую архивным управлением, а празднование перенесли на 1986 год.

Сегодня аргументы Г.Пясецкого не считаются достаточно весомыми, так как мнения В. Н. Татищева и С. М. Соловьёва по сути лишь не подкрепленные документами сомнения. Кстати, в современных изданиях, например у В. Н. Татищева,[26]:47-50 Святослав, попавший в хроники 1284—1285гг, однозначно зовется липецким. Найденные же документы Стефана Зверева вроде бы бесследно погибли в пожаре. Впрочем, также как и оригинал «Слова о полку Игореве».

По всей видимости неоднозначность года основания Ливен происходит из фактически двойного их рождения.

Первое — «спонтанно-экономическое». В XII веке, произошло в лесу у слияния рек Ливна Полевая и Ливна Лесная. Это подтверждено проводившимися раскопками древнего городища. Его остатки отнесены к 1150—1200 годам[4]. По данным С. П. Волкова,[6]:10 первое рождение закончилась уничтожением поселения ордами хана Батыя в 1237 году.

Второе — «декретно-оборонное». По Указу 1586 года произошло сравнительно недалеко от места первого, в четырех километрах южнее, у впадения реки Ливны (ныне Ливенки) в реку Сосну. То есть на самой границе ногайских и московских территорий. Именно эта разрывность времени и места существования является причиной разночтений даты рождения города.

 Отметим одну интересную особенность датировки года основания как 1586. Выше упоминалось, что и Ливны, и Воронеж основаны в этом году одним и тем же указом царя Фёдора Иоанновича[3]:14-15. Однако официально считается, что Воронеж на год старше Ливен. То есть основан в 1585 году.

Ливны и Воронеж стали первыми южными укреплёнными городами в конце XVI века, защищающих государство от набегов в придонских степях.

Ливенский район — административная единица на юго-востоке Орловской области. Административный центр — город Ливны.

Площадь 1806,3 кв. км.

Район образован в 1928 г.

Население — 34 тыс. человек (без райцентра). Всего насчитывается 145 сельских населённых пунктов.

В церковном отношении город Ливны и его уезд были неоднократно перемещаемы из одной епархии в другую. Первоначально Ливенский край  находился в области Черниговской епархии, к которой относилось и все Рязанское княжество; потому-то Черниговские архипастыри считали своим долгом посредствовать между великим князем Владимирским и князьями, господствовавшими «на Рязани, на Ливнах и на Воронеже». В конце 12-го века на Рязани образована была особая епископская кафедра, и с тех пор обитатели Быстрой Сосны находились в ведении Рязанских владык. Со времени же присоединения Соснинсого бассейна к Московскому княжеству мы видим его находящимся в епархии Крутицкой; почему в царствование Василия Шуйского  и послан был сюда Крутицкий митрополит Пафнутий для увещания жителей, передавшихся на сторону самозванца. В царствование Алексея Михайловича был поднят вопрос об учреждении на Ливнах епископской кафедры. Именно на Московском соборе 1667 года, бывшим под председательством святейших патриархов: Александрийского Паисия, Антиохиского Макария и Московского Иосафа 2-го, царь Алексей Михайлович предлагал учредить в городе Ливнах особую епископию, и собор тогда же постановил «открыть на Ливнах епископскую кафедру, с подчинением ее Крутицкой митрополии, так чтобы Ливенский епископ, кроме священнослужения и хиротонисания, нечего не делал без благословления и повеления Крутицкого митрополита». Но постановление это, как и соборное определение 1681 года об учреждении такой же кафедры в городе Болхов, не было приведено в исполнение по недостатку на то материальных средств. Оставшийся по-прежнему в непосредственном ведении Крутицких иерархов, Ливенский уезд испытывал немалые затруднения в сношении с епархиальною кафедрою, которая отделялась от него почти 500-верстным расстоянием. Вследствие этого многие из церквей оставались «без пения». Так, например, в 1678 году из 25-ти сёл Ливенского уезда в 6-ти не было ни попов, ни дьячков.

     Русский православный народ искони выражал свое благочестие в преданности к храмам Божиим. Эту черту обнаруживают и обитатели Ливенскаго уезда в 17-м веке. Из переписных книг этого времени видно, что где скоплялось несколько десятков жилых дворов, там появлялся уже и погост с церковью или, по крайней мере, часовнею. Ввиду бедности людской, между прихожанами и попами установлялась крепкая связь и взаимная преданность. Если прихожане были не в состоянии на свой счет постоит церковь, к ним приходил на помощь поп и на свои собственные средства созидал церковь, которую потом или выкупали у него прихожане, или обогащали внутреннее достояние ее своими «прикладами», состоявшими в образах, ризах, книгах, колоколах и т.п.

   Уездные церкви были вообще весьма бедны. Построенные клетцки, они совсем отличались от обыкновенного жилого дома только приподнятою кровлею (на подобие клетки), а внутри имели вид моленных домов. Весь иконостас их состоял иногда из двух икон. Но при всей бедности населения, в некоторых церквях имелись иконы в серебряных окладах. Напрестольные кресты были неокладные, следовательно, деревянные. Таковы же, вероятно, были и священные сосуды; о сосудах же Георгиевской церкви замечено, что они были оловянные. Кандеи или кадильницы упоминаются медные. Священнические ризы были везде полотняные (т.е. собственно: риза, стихарь, поручи и епитрахиль) и по одной паре; только  Никольской церкви было двое риз, из которых одни были собственностью попа, а другие составляли «приклад» приходских людей. О колокольнях не встречается упоминания; о числе же колоколов известно, что их было: при Никольской 2, Пятницкой 4, Георгиевской 3. При новостроившейся церкви села Новосильского колоколов еще не было. Из часовен только одна Георгиевская имела 2 колокола, которые, очевидно, были спасены при разорении находившейся здесь церкви в приход Крымского храма.

    В целом, священство в районе было грамотное. Где обучались грамоте Ливенские кандидаты на священство и дьячковство-неизвестно; но есть основание думать, что рассадником духовного просвещения для г. Ливен и его уезда уже тогда служил именно Сергиевский монастырь. Из переписных книг 17-го века мы знаем, что некоторые бобыли, жившие на земле Сергиевского монастыря, умели читать и писать, почему иногда поступали подьячими в Ливенскую съезжую избу. Вероятнее всего предполагать, что своею грамотою, а через нее и карьерою, обязаны они были какому-нибудь черному старцу Сергиевского монастыря, поставившему для себя подвигом обучение детей чтению и письму, тем более, что у монастыря была своя лавка в городе, где, как нужно думать, можно было приобрести самые грамотки, бумагу и чернила. По крайней мере, на просветительное значение Сергиевского монастыря для всего Ливенского уезда ясно указывает то, что в первой половине 18-го века при Сергиевской обители существовала уже правильно организованная школа для детей духовенства Ливенского уезда, так называемая «Русская школа».

В дальнейшем, центром образования местного духовенства стало Ливенское Духовное училище. Здесь получили образование такие известные в церковном мире люди, как святитель Феофан Затворник Вышенский, философ-публицист протоиерей Сергий Булгаков, епископ Астраханский и Енотаевский Митрофан (Невский), схиигумен Павел (Драчев), а также известный конструктор Николай Николаевич Поликарпов.

Также родом с Ливенского уезда преподобные Иоанникий и Арсений Святогорские, преподобный Севастьян Карагандинский, священномученик Иувеналий Рязанский. Родился в Ливнах Тамбовский юродивый, известный под именем Илии Немого. В самих Ливнах прославились своим юродством «Сережа» и «Петька-петушок». Свято чтится память первого игумена бывшего в городе мужского монастыря – игумена Харалампия с почившей братией. На территории Свято-Сергиевского Кафедрального собора находится усыпальница иноков – «пещерка», самая почитаемая святыня города. Возле самого собора, справа от алтаря, установлена сень над могильной плитой одного из наместников бывшего монастыря – архимандрита Алексия (Щеглова, в схиме - Авраамия). Известен он был своей тихостью и кротким нравом, так что многие из братии досаждали ему. Под горкой, на которой расположился собор, находится источник святой воды (т.н. «Харалампиевский источник») и купель возле него.

В наше время в городе действуют 4 храма: Свято-Сергиевский Кафедральный собор, великомученика Димитрия Солунского, великомученика Георгия Победоносца и святых апостолов Петра и Павла. В Ливенско-Должанском благочинии – 16 приходов, 23 храма и один женский монастырь.

 на главную