НОВОСТИ  СВЯТО-СЕРГИЕВСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА

Памятные даты нашего храма в 2012 году:

420 лет с момента первого упоминания в летописях про Ливенский Сергиевский монастырь

345 лет – возведение каменной церкви Успения Божией матери с пределом в честь преп. Сергия Радонежского (сохранившую до наших дней) настоятелем монастыря архимандритом Иосафом с братией (1667).

 235 лет – обнаружены захоронения, содержащие нетленное тело в священническом облачении и митре на территории, принадлежащей Сергиевской церкви (1777 г).

95 лет организации школы на дому о. Василием Понятовским и священниками Сергиевской церкви по изучению Священного Писания, в связи с запретом изучения Закона Божия в  учебных заведениях (1917 г).

 80 лет – ареста и застрела о. Василия Понятовского и еще 39и священников по сфабрикованному обвинению в организации «Ливенско–Церковно–монархического центра».

Все священство города уничтожено. Церковь превращена в зерносклад (1932 г).

65 лет – Совет по делам Русской православной церкви по Орловской области дал разрешение для открытия Сергиевской церкви по многочисленным просьбам верующих (1947 г).

 

 НА ГЛАВНУЮ

 

       

НА ГЛАВНУЮ

ЛАЗАРЕВА СУББОТА

 

Возможно, что для кого-то это будет новостью, но Лазарева суббота – это по своим богослужебным особенностям вовсе не суббота, а воскресенье. Чуть позже мы с этим разберёмся подробнее.

Ð?оÑ?кÑ?еÑ?ение пÑ?аведного Ð?азаÑ?Ñ? Ð?жоÑ?Ñ?оЕщё одной интересной особенностью является факт, что Лазарева субботу уже не относится у Святой Четыредесятнице: на вечерне на Господи воззвах поётся стихира, уведомляющая нас об этом («Душеполезную завершив Четыредесятницу, / и святую седмицу страдания Твоего узреть / просим, Человеколюбец, / чтобы прославить в дни ее величие Твое, / и неизреченный Твой замысел о нас, / единомысленно воспевая: / "Господи, слава Тебе!"»)

Вернёмся к первому нашему утверждению и разберёмся. Красной нитью через всё богослужение этого дня проходит весть о воскрешении Лазаря. Господь наш Иисус Христос приходит в обычное для себя место, куда он наведывался регулярно, но приходит уже не просто погостить. Он идёт в дом к родным людям, зная, что там его ждёт скорбь и страдание. Придя, находит плачущих сестёр, которые погребли своего брата, друга Христова. И сам Господь делает то, что делал уже, как мы знаем из Евангелия, неоднократно. Он идёт ко гробу и воскрешает уже четыре дня пребывающего во гробе Лазаря. Страх и трепет объял всех, кто был рядом в тот момент. Страх человеческий. Но Христос ведь не просто Истинный Человек, Он ещё и Истинный Бог, Который в данный момент явил Свою Власть над людьми. Он ВОСКРЕШАЕТ Лазаря одним Своим Словом.

 Вспоминая тропарь праздника, убедимся, что эта суббота – как день воскресный, поскольку  вспоминаем мы не только воскрешение Лазаря, но и напоминаем себе о том, что все мы воскреснем: «В общем воскресении / прежде Твоего страдания удостоверяя, / из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже. / Потому и мы, как дети, держа символы победы, / Тебе – Победителю смерти воззовем: / "Осанна в вышних, / благословен Грядущий во имя Господне!"»

Само по себе историческое событие воскрешения Лазаря произошло не за день до Входа Господня в Иерусалим, а не меньше, чем за месяц, но теперь в последовании Великопостных богослужений они неразрывно связаны. По составу песнопений утреня Лазаревой субботы соответствует обычной воскресной утрене, на ней поётся обычное для воскресного дня «Воскресение Христово видевше», на стихирах «на Хвалитех» на «и ныне» поётся воскресная песнь к Богородице «Преблагословеннаеси, Богородице Дево», канон и стихиры преисполнены темы воскресения из мёртвых и приуготовляют нас к скорому празднованию Пасхи Христовой.

Следующий же день – Неделя Ваий, или праздник Входа Господня в Иерусалим, не имеет обычных воскресных особенностей, а также и Евангелие на утрене читается не рядовое воскресное, а посвящённое воспоминаемым событиям.

Таким образом, перед началом Страстной седмицы, когда мы будем вспоминать последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, Господь снова и снова уверяет нас в том, что мы находимся на правильном пути: в конце смерти нас снова ждёт жизнь, наша смерть здесь – это ещё не конец, после смерти мы снова воскреснем.

И да укрепит Господь наше маловерие и сомнения в истинности и непреложности Своих обетований!

 

Автор текста:священник Димитрий Степаненков, руководитель ОРОиК Орловской епархии

НА ГЛАВНУЮ