СВЯТО-СЕРГИЕВСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР
СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ ОРЛОВСКОЙ
 

  НА ГЛАВНУЮ

 

Путь православия на Орловщине – это путь духовного становления края. Великий подвиг создания народной христианской души из глубокой древности прирастал духовной эстафетой святых нашей земли и отмечен удивительными столпами отечественного благочестия. На Орловщине во все века жили высокие подвижники веры наших дедов и отцов, нашей православной веры. Жития этих титанов духа, святых земли русской, учат правде жизни и мужеству, а деяния их издревле и доныне прорастают живоносными просветительскими плодами.

Подвижника апостольской проповеди священномученика Кукшу называют просветителем земли вятичей, срединной земли великой Руси. Он принес свет Христов в языческую среду предков нашего края. Бисер духовный здесь накапливали такие великие просветители христианского духа, как Макарий Глухарев, Феофан Затворник, Тихон Задонский, Валентин Амфитеатров, Георгий Коссов… Неиссякаемый родник их христианской мудрости, живую воду из которого черпают потомки духовного наследия наших великих соотичей и православные всего мира.

 

8 СЕНТЯБРЯ ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯЩЕННОИСПОВЕДНИКА ГЕОРГИЯ КОССОВА

        Священноисповедник Георгий Коссов родился 4 апреля 1855 года в с. Андросово Дмитровского уезда Орловской губернии.Окончил Орловскую духовную семинарию, в 1884 году был рукоположен во священника и назначен на бедный приход в селе Спас-Чекряк Болховского уезда. За духовным утешением к нему приходили тысячи людей; высоко отзывался о священнике святой праведный Иоанн Кронштадский. До конца жизни Георгий Косов продолжал служить в храме, помогая пастве переносить тяжелые времена.Ныне мощи священноисповедника находятся в Спасо-Преображенском соборе Болхова. Не кончается поток верующих, желающих поклониться месту, где жил батюшка.

В 2004 году в Спас Чекряке была построена часовня, ныне перестроенная в небольшой храм в честь священноисповедника Георгия Косова.

 

Пастырю добрый Бога в сердце смирением стяжавый 
/ Орловския земли предивное украшение. 
/ Послушанием, терпением страхования преодолевый, 
/ на месте пусте храм и школу создавый

 

/ Любовью Христовой всех согревая, 
/ силою благодати бесы изгоняя, 
/ явлением мощей твоих нас ободряя, 
/ святой праведный отче Георгие, 
/ молись Пресвятой Троице спастися душам нашим.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ КУКША - ПРОСВЕТИТЕЛЬ ВЯТИЧЕЙ ПАМЯТЬ 9 СЕНТЯБРЯ

       Согласно преданию, возникновение нашего монастыря относится к XI -ХП векам, когда еще ливенская земля входила в состав Рязанского, а может быть и более раннему времени еще в составе Черниговского княжества. Во времена, когда идеи христианства стали распространяться в этих местах миссионером Кукшей и его подвижниками. Вот эти подвижники- монахи Киево–Печерской Лавры, которую разорили кочевники, заложили в наших местах монастырь. Назвали его Успенской обителью в память о главном храме Киево–Печерской Лавры Успенской церкви.

Приняв монашество в Киево-Печерском монастыре, преподобный Кукша вместе со своим учеником Никоном в начале XII века пришел с христианской проповедью к вятичам, за что подвергся от них жестокому преследованию и был убит.

Из Печерского Патерика известно, что проповедь Кукши сопровождалась великими знамениями и многими чудесами. Гибель Кукши прозрел преподобный Пимен Постник. В церкви он громко сказал: «Брат наш Кукша убит на рассвете!» Погребён Кукша в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря. В житии Кукши Печерского рассказывается о его многочисленных чудесах.

Местом кончины преподобного называют Мценский район. Здесь у деревни Карандаково находится так называемый «страдальческий» колодец, который молва связывает с именем Кукши. На этом месте находится святой источник и монашеский скит.

 

Тропарь Кукше, сщмч. и Пимену постнику, Печерским, в Ближних пещерах

Мученическою кровию, священнеКукше, / в проповеди Евангелия со учеником ти, блаженным Никоном, честнеукрасивыйся, / и Пимене, в постничестве светозарно просиявый, / в един день и час внидосте в свет незаходимый, / идежемолитеся Господеви, / да подаст нам велию милость

 

В 2013 году Православная Церковь широко праздновала 900-летие со дня мученической кончины святого Кукши, просветителя Вятичей, и его ученика Никона. Оба преподобных были постриженниками первого русского монастыря – Киево-Печерской Лавры. На рубеже XI и XII веков они пришли в земли, где проживали Вятичи, и начали проповедь о Христе. В наши дни сложно оценить их подвиг, поскольку нет перед глазами столь явных примеров, но стоит попробовать. Монахи – люди безвольные в хорошем смысле этого слова. Всю свою волю они полагают под волю Божию и волю духовного отца.

С благословения настоятеля Печерского монастыря два инока – Кукша и Никон – отправились в земли, заселённые вятичами, для того, чтобы принести им Евангелие – Благую Весть о Господе нашем Иисусе Христе. Нелёгким был путь до этой земли, но ещё сложнее было начать миссию. Но то, что невозможно человеку, возможно Богу. Господь одарил угодника своего Кукшу даром чудотворения. Вот какие сведения мы можем почерпнуть о нём из Киево-Печерского патерика: «Как добровольно можно умолчать об этом блаженном черноризце... о котором всем известно, как он бесов прогнал, и вятичей крестил, и дождь с неба свел, и озеро иссушил, и много других чудес сотворил, и после многих мучений убит был с учеником своим»[1].

                  Немногословен летописец, но в сих кратких словах содержится ёмкая информация. Прибыв к вятичам, столкнулись благочестивые чернцы с процветавшим здесь язычеством. Воздух был буквально наполнен злыми демонами, которые чувствовали себя хозяевами не только земель этих, но и душ, населявших эти земли людей. Думается, не слишком рады были бесы пришедшим инокам. Любому человеку, стремящемуся жить со Христом, приходится преодолевать искушения. Но превозмогать демонские нападения может не каждый. Пришедшим инокам нелегко приходилось на чужбине. Но, как мы знаем, сила Божия в немощи совершается. И Господь услышал молитвы живущих по Его заповедям иноков. Согласно патерику, преподобный Кукша и озеро высушил, и дождь от Господа вымолил. Не под силу простым смертным такие поступки. После таких чудес не могли сердца вятичей не почувствовать, что сила нечеловеческая действует через пришельца в их земле, а сила Божия действует в сем немощном сосуде. И вера во Христа стала наполнять сердца местных жителей. Люди стали креститься, жить по Божиим заповедям. Но враг рода человеческого не мог вынести этого, не мог он спокойно смотреть, как совсем недавно кланявшиеся ему люди перестали быть рабами греха. Злые люди, чьи сердца не обратились к Богу, начали наносить мучения святым инокам. Но муки их не страшили, для них смерть была приобретением. Приобретением Христа. Сам Христос пострадал и умер на Кресте за грехи рода человеческого, и мученики смело приняли смерть ради Христа. Дело их миссии по просвещению вятичей венчалось кровавым мученическим венцом, но не напрасны были их труды. Орловский край стал поистине христианским, много можно привести примеров известных церковных деятелей, так или иначе связанных с Орловским краем.

В Орловской области есть тихий городок Болхов, который славился на всю Российскую империю своими храмами и монастырями. В одном из последних, а именно, в Оптином женском Болховском монастыре нашёл своё последнее пристанище один из наиболее ярких миссионеров последних веков – преподобный Макарий (Глухарёв), просветитель Алтая. Так, мы видим, что семена, посеянные в XII веке иноками, дали обильные всходы в последующее время.

Согласно древним преданиям, город Ливны существовал задолго до официальной даты основания города. Есть версия, что город располагался на данном месте в XI-XII вв., в городе был мужской монастырь и что основателями его явились выходцы из Киево-Печерской лавры, бежавшие оттуда из-за нашествий татар. Можно высказать предположение, которое, конечно, не имеет исторической основы, что преподобный Кукша мог посещать эту обитель, если она в то время здесь была.

Чувствуется неразрывная связь между Орловским краем и Киево-Печерской лаврой. Знаменитый род Амфитеатровых, корни которого глубоко уходят в Орловскую епархию, среди которых выделяется Киевский митрополит Филарет, архиепископ Иоанн (Петин), уроженец Ливенского уезда, будучи наместником Киево-Печерской лавры, принимал деятельное участие в сооружении Князь-Владимирского собора и в открытии пещер на Панкратьевском спуске. Ещё один уроженец Ливенской земли епископ Иеремия (Соловьёв) был профессором Киевской Духовной Академии, которая располагается в стенах лавры. Владыка Иеремия долгое время пребывал в затворе и безмолвии, после чего издал книгу в помощь монашествующим. Широко известно имя еще одного уроженца Орловской епархии – святителя Иннокентия  Херсонского (Борисова), которого за его дар слова уже при жизни именовали «Российским Златоустом». Выпускниками КДА были многие Орловские архипастыри, а также такие знаменитые уроженцы Орловщины и, в частности, Ливен, как святитель Феофан Затворник – богослов и духовный писатель. Почти неизвестен Орловчанам знаменитый подвижник и духовник Киево-Печерской лавры иеромонах Владимир (Мусатов), который до принятия монашеского пострига в течении двадцати одного года служил причетником в Георгиевском храме г. Ливен. Будучи духовником лавры, он оставил после себя небольное, но очень ценное для подвижников письменное наследие в виде сочинения «Ответы старца на вопросы келейного ученика», в котором в форме вопрос-ответ (в количестве 100 вопросов) содержится изложение основ духовной жизни.

Народная мудрость гласит, что в будущем мы будем пожинать то, что засеваем сегодня. Это применимо и к миссии святого Кукши: семена, посеянные им в земли вятичей и подпитанные его собственной мученической кровью, пролитой за Христа, дали обильнейшие всходы. Труд его не был напрасным, и подвиг его не забыт. И вот сегодня мы вновь и вновь вспоминаем подвиги и труды святого инока и похваляем его миссионерские труды, прославляем и благодарим Бога, даровавшего нам столь великого покровителя и заступника. В нашей епархии широко будет праздноваться день памяти святого – 9 сентября состоится торжественное богослужение, в котором примет участие священноначалие Русской Православной Церкви, правящие архиереи соседних епархий, представители Киево-Печерской лавры, паломники со всей Орловской области и многих других регионов. Сто лет назад, в день празднования 800-летия мученической кончины преподобного, в Орловской епархии также проходили широкомасштабные празднования: помимо присутствовавших членов Синода торжественные мероприятия посетила Великая Княгиня Елисавета Фёдоровна (в наши дни прославленная Русской Православной Церковью в лике святых).

Не забудем и мы молитвенно почтить память святого Кукши, вознеся ко Господу наши сердечные молитвы. Несмотря на то, что не все смогли поехать на общеепархиальные торжества, каждый смог почтить память преподобного своей искренней молитвой, где бы он не находился, чем бы ни был занят, подготовив Господу чистое сердце, способное принять Его в себя. Целью миссии святых было распространение Евангелия, они стремились посеять в души людей семена истинного богопознания. Жизнь людей по Евангелию – вот тот идеал, ради которого шёл на проповедь святой Кукша. Если же каждый приложит небольшие усилия и постарается изменить что-то в своей духовной жизни в лучшую сторону, то он по праву сможет именоваться учеником преподобного Кукши, и истинным последователем Господа нашего Иисуса Христа. А для этого необходимо потрудиться и совершить над собой маленький подвиг, который явится достойным доказательством того, что семена, посеянные иноками-мучениками, ещё приносят всходы на Орловской земле.

 

[1] Издания текста: Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911. С. 81; Абрамович Д. И. Киево-Печерський патерик. Киев, 1931. С. 110-111.

     

                  

  НА ГЛАВНУЮ