НОВОСТИ  СВЯТО-СЕРГИЕВСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА

Памятные даты нашего храма в 2012 году:

420 лет с момента первого упоминания в летописях про Ливенский Сергиевский монастырь

345 лет – возведение каменной церкви Успения Божией матери с пределом в честь преп. Сергия Радонежского (сохранившую до наших дней) настоятелем монастыря архимандритом Иосафом с братией (1667).

 235 лет – обнаружены захоронения, содержащие нетленное тело в священническом облачении и митре на территории, принадлежащей Сергиевской церкви (1777 г).

95 лет организации школы на дому о. Василием Понятовским и священниками Сергиевской церкви по изучению Священного Писания, в связи с запретом изучения Закона Божия в  учебных заведениях (1917 г).

 80 лет – ареста и застрела о. Василия Понятовского и еще 39и священников по сфабрикованному обвинению в организации «Ливенско–Церковно–монархического центра».

Все священство города уничтожено. Церковь превращена в зерносклад (1932 г).

65 лет – Совет по делам Русской православной церкви по Орловской области дал разрешение для открытия Сергиевской церкви по многочисленным просьбам верующих (1947 г).

 

 НА ГЛАВНУЮ

 

       

НА ГЛАВНУЮ

ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ИЕРЕМИЯ, ЕПИСКОП НИЖЕГОРОДСКИЙ.

21 (10 ст.с.) апреля 2019 года исполняется 220 лет со дня рождения преосвященного епископа Иеремии (Соловьева). Думаю, что не многие наши земляки знают о том, что наш Ливенский край прославлен многими выдающимися церковными деятелями. Некоторые из них известны всему миру (святитель Феофан Затворник), философ протоиерей Сергий Булгаков. Есть и менее известные святые, непрославленные подвижники, блаженные и юродивые, подвизавшиеся в Ливенской земле. Но стоит упомянуть и о церковных деятелях, которым Ливны явились колыбелью, где зачиналась их духовная и телесная жизнь.

Владыка Иеремия является одним из таких неприметных для мира подвижников благочестия, которые оставили неизгладимый отпечаток в сердцах и душах верующих, но не были прославлены в лике святых.

Иеремия, в схиме Иоанн, (Соловьев Иродион Иванович), епископ Нижегородский, родился 10 апреля 1799 г. в семье пономаря села Георгиевского, Ливенского уезда, Орловской губернии. С 1810 г. обучался в Орловской (Севской) семинарии.25 сентября 1819 г. окончил курс семинарии. 10 сентября 1820 г. определен учителем греческого языка и инспектором в Севское духовное училище.

С вступлением на самостоятельный жизненный путь перед будущим епископом встал вопрос - по какому руслу направить свою жизнь. В тайниках души его началась страшная борьба мыслей, чувств и намерений. С одной стороны, он чувствовал в душе своей пламенное стремление в монастырское уединение, с другой - его смущали те перспективы, которые рисовала светская жизнь.

Чувствуя такую нерешительность, он пламенно молился ко Господу. Плодом этой молитвы было то, что он охладел ко всему мирскому и даже несколько раз помышлял тайно удалиться от мира. Но затем решил посоветоваться с более опытными людьми и обратился к некоему старцу Геннадию, известному своей назидательностью. Старец Геннадий благословил юношу и вручил ему свой посох с тем, чтобы последний, не заходя в дом свой, отправлялся в Брянские леса. Иродион же прослушал внушение старческое. Однако постоянная тоска и борьба мыслей не давали ему покоя. И через три года (в 1822 г.) он, преодолев все искушения, встретившиеся на его пути, вступил в Брянский Печерский монастырь, где выполнял разные монастырские послушания. Вскоре старцем монастыря Смарагдом он был представлен кандидатом для продолжения образования в Московскую Духовную Академию, но затем по просьбе его друга Иннокентия Борисова произошло изменение. 10 сентября 1824 г. он вызван в число студентов СПб духовной академии, где 25 ноября пострижен в монашество, а 25 декабря того же года рукоположен во иеродиакона.

14 августа 1827 г. по окончании академии рукоположен во иеромонаха и назначен законоучителем 2-го кадетского корпуса. В 1828 г. причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской Лавры. 7 сентября 1829 г. назначен бакалавром СПб академии. 2 сентября 1830 г. перемещен инспектором Киевской духовной академии и 5 октября того же года возведен в сан архимандрита. С 30 января 1831 г. - экстраординарный профессор богословия. 6 июня 1834 г. утвержден ректором Киевской духовной семинарии и членом духовной консистории, а 21 августа назначен настоятелем Киевского Выдубицкого монастыря. В 1837 г. обозревал монастыри Киевской епархии и назначен председателем Комитета по устроению Киево-Софийского духовного училища. С 6 ноября 1839 г. - ректор Киевской духовной академии и настоятель Киево-Братского училищного монастыря. 6 апреля 1841 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. 2 января 1843 г. переведен епископом Кавказским и Черноморским. С 20 ноября 1849 г. - епископ Полтавский и Переяславский. 19 декабря 1850 г. перемещен на кафедру Нижегородскую.17 июня 1857 г. уволен на покой в Нижегородский Печерский монастырь. В 1860 г. тайно принял схиму с именем Иоанна. 15 февраля 1864 г. назначен настоятелем Нового монастыря на Алтае и начальником Алтайской миссии, но к месту назначения по старости не поехал. Скончался 6 декабря 1884 г. Погребен в Благовещенском Нижегородском монастыре.

Просвещенный Иеремия, как архипастырь, трудился сравнительно недолго, но зарекомендовал себя великим и теплым молитвенником за свою паству, горячим поборником и поклонником церковного благочиния и благолепия.

Он зорко следил за духовно-нравственным состоянием своей паствы. Это был архипастырь строгий и справедливый.

Много полезного сделал он для новоучрежденной Кавказской епархии, где устроил и освятил до 12 церквей и Иоанно-Мариинский женский монастырь. Им же была открыта Кавказская семинария. На стипендии в ней преосвященный внес 8500 рублей собственный средств.

Однако, занимаясь внимательно и плодотворно епархиальными делами, уделяя время широкой благотворительности, Преосвященный оставался сокровенным от мира подвижником, строгим аскетом. Он никогда не забывал, что он монах и строго хранил монашеские обеты.

Преосвященный очень любил и почитал святителя Тихона Задонского и стремился подражать ему в своей жизни.

Истинное научение управлению стадом Христовым невозможно без пастырской преемственности. Свое наставничество и архиерейское благословение иеромонаху Феофану, будущему Вышенскому Затворнику, передал Преосвященный Иеремия Затворник, его духовный отец, который в годы обучения святителя Феофана был ректором Киевской Духовной Академии и постриг студента Георгия Говорова в монашество.

На всю жизнь святитель Феофан сохранил чувство глубокого уважения и любви к епископу Иеремии. Сохранилось письмо, написанное к владыке Иеремии святителем Феофаном еще в годы его преподавательской и административной деятельности в С.-Петербургской Духовной академии.

Впоследствии святитель Иеремия, следя за успехами своего ученика, в одном из писем к нему просил, в частности, прислать экземпляры его сочинений для духовных училищ Орловской губернии: «Вместе с сим, — писал епископ Иеремия, — примите мою к Вам просьбу. Родные наши училища – Ливенское и Севское — пожелали учредить у себя библиотеки для учителей и для внешних любителей духовного чтения. Оказав им в этом мою посильную помощь, покорнейше прошу Ваше Преосвященство пожертвовать им Ваши душеполезные творения и иные лишние книжки. Это будет им яко милостыня для ума и сердца». И в свою очередь, святитель Феофан, тесно сотрудничал с издательством русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, присылал для печати в издаваемый монастырем журнал «Душеполезный собеседник» наряду с собственными нами и рукописи своего духовного наставника после его кончины). В частности, им были сданы на Афон такие замечательные труды владыки Иеремии, как «Иноческий катихизис» и Иноческие письма».

Одновременно со святителем Феофаном от руки Владыки Иеремии принял постриг в монашество и Макарий (Булгаков), впоследствии митрополит Московский, знаменитый церковный историк и богослов.

Так в духовной жизни один ярко горящий светильник своим горением зажигает другие, новые светильники, которые в свое время также озаряют сердца верующих по слову Иисуса Христа: «...зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5:15).

Ближайшим духовным другом и соратником Преосвященнейшего Иеремии был архиепископ Иннокентий Херсонский. С детства они делили друг с другом радость и горе, поверяли друг другу мысли и чувства, обращались друг к другу за советом и оба единодушно и совокупно любили прибегать к горячей молитве.

Преосвященнейший. Иннокентий высоко ценил критический ум, зрелость суждений и благочестивые чувства своего друга. Все свои сочинения он давал на предварительную его (Иеремии) оценку, а Иеремия благоговел перед высоким талантом друга и считал за счастье быть ему полезным. Они совместно совершали подвиг крестоношения.

Отличаясь склонностью к уединенной иноческой жизни, преосвященный Иеремия с первых же дней архипастырского служения стал просить увольнения на покой. Его желание исполнилось. На покое он прожил 27 лет, удивляя всех своим необычайным смирением, строгим постничеством, постоянной молитвой и всесторонней благотворительностью.

За свою богоугодную жизнь святитель Иеремия наделен даром прозорливости. "Пора домой", - были его последние слова, и он тихо почил от трудов своих.

После него остались автобиографические записки и ряд благоговейных размышлений, представляющих собой замечательный образец аскетической литературы и отличающихся глубокой назидательностью.

Нравственный пример епископа Иеремии должен быть всем нам назиданием в нашем делании. Никогда не жаловался преосвященный ни на какие трудности, а со смирением всё переносил. Думаю, что, как и любого праведника, искушали его злые человеческие сердца. Но ни слова ропота не слышали окружавшие святителя люди. Святитель всегда неустанно трудился над спасением душ вверенной ему паствы. Но лучшим пример всегда является собственный. И святитель являл собой образец истинного христианского делания.

Стоит многому поучиться у Христова святителя нам всем. Немало жизненных вопросов мы можем решить, опираясь на жития святых. Стоит всегда памятовать о Боге, тогда и жизнь наша будет протекать в полном соответствии Его святой Воле. Тогда и мы сможем удостоиться безболезненной христианской кончины. Пусть Господь упокоит душу епископа Иеремии в Своих вечных селениях.

Иерей Димитрий Степаненков.

НА ГЛАВНУЮ