200-ЛЕТИЕ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА - МОЛИТВЕННИКА ЗА РОССИЮ

 

 
  НА ГЛАВНУЮ

СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК И ЕГО СВЯЗЬ С ОРЛОВЩИНОЙ.

Велико значение в православном мире деятельности и сочинений нашего земляка – святителя Феофана Затворника. Его жизнь является примером истинно христианской жизни. В обширных своих творениях он и нравоучитель, и богослов Русской Православной Церкви. Интерес к его личности и творениям велик, большое внимание ему уделяется в среде интеллигенции.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию крещения Руси, святитель Феофан Затворник назван подвижником веры и благочестия, оказавшим глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества, а многочисленные его творения стали рассматриваться чадами церковными как практическое пособие в деле христианского спасения.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский (в миру Георгий Васильевич Говоров), родился и учился в Орловской губернии.

Когда Георгию минуло 8 лет, (в 1823 г) родители поняли, что духовное образование для сына является насущной необходимости, духовное училище они выбрали для сына Ливенское. Отец Василий верил, что оно находится под покровительством самого Сергия Радонежского, ходатая за духовное просвещение в России. Восьмилетнему Георгию предстояла крутая перемена в жизни: серьезные испытания в прямом и переносном смысле.

Неудивительно, что духовное училище — низшая ступень главной в епархии Севской семинарии — было открыто именно в Ливнах, где лучше, чем в других уездах, было поставлено еще с древности духовное просвещение. При Сергиевском монастыре успешно действовала русская духовная школа. В ней монахи обучали грамоте местных детей и взрослых по богослужебным книгам. Духовное просвещение пронизывало все сферы жизни Ливенского края. И на казенной службе, и в быту здесь надеялись на многомилостивую помощь преподобного Сергия Радонежского. И, конечно, его признали первым небесным покровителем Ливенского духовного училища, в котором обучалось всего несколько десятков учеников.

Ливны — город древний, существующий с XII века. Устои его – твердые и определенные, нравы – сложившиеся. Великую историю даровал Господь этому городу, в котором камни и земля должны питать душу.

Теперь уже нет кремля, построенного на крутом мысе реки, но есть великая духовная крепость — Свято-Сергиевская церковь XVII века.

 

ЛИВЕНСКОЕ УЧИЛИЩЕ

Старинные Ливны украшали семь каменных церквей и три деревянных, мужской монастырь, стоящий над рекой Сосной, обнесенный оградой, с башнями, в которых были две каменные церкви.

В духовном смысле ливенцы жили под покровительством Сергия Радонежского, в память о котором был возведен монастырь.

Издревле город считался очень благочестивым. Жители его воочию не единожды убеждались в чудесном покровительстве высших сил своему краю.

На вступительных испытаниях Георгий, твердо, уверенно и точно отвечая на вопросы, отразил все основные догматы Православной веры, которые им уже были впитаны в сердце как главные законы жизни. Преподаватели не могли не отметить, что с таким учеником непросто будет провинциальным преподавателям, и трудно даже поверить, что мальчик — сын провинциального сельского священника.

Экзаменующие отметили хорошую подготовку Говорова, соединенную с основательной убежденностью. Для Георгия началась во всех отношениях новая жизнь.

Отец Василий устроил своего сына на квартиру к учителю духовного училища Ивану Васильевичу Петину. Тот следил, как мальчик готовит уроки, как проводит свободное время, и всегда хвалил отцу Василию сына.

Хвалил его и смотритель Ливенского училища, настоятель Георгиевской церкви священник Василий Скрябин. Юноша был послушен, кроток, усерден в учении.

Ученик низших классов духовного училища Георгий Говоров чувствовал, что без молитвенной помощи нашего великого святого невозможно крепко и здраво воспринять Божьи истины. Георгий молился ему просто и с сердечной верой, и получал ответы на все вопросы, которые у него возникали.

Георгию в Ливнах сразу же полюбилась Сергиевская церковь своей редкостной красотой и благостным отношением к ней ливенцев. Какая милость Божия, что в тяжелейшее для Руси время, когда стоял вопрос о том, сохранится ли Русь святая, был явлен такой святой, как преподобный Сергий Радонежский. Сила его молитвы обнимала все уголки страждущего Отечества.

Здесь Георгий с упованием приходил в Сергиевский храм и молил Святую Троицу и преподобного Заступника просветить его духовные очи.

И здесь он горячо просил, чтобы Божья милость и попечение не оставили его, просил у Вышнего благословения на учебу.

По праздникам и воскресным дням ученики ходили в храм, причащались Христовых Тайн Божиих. Как свеча горел дух Георгия на богослужениях. Всякое молитвословие оставляло неизгладимый след в его сердце. Оттого и не покидал его молитвенный дух, когда он уходил из храма.

Программа обучения Ливенского училища, когда в ней был Георгий, была более продумана для обучения основам Православной веры, богословия, для пригодности церковнослужению.

Учебная программа училища была составлена просто, но так, чтобы ученики могли основательно воспринять учение о главных истинах веры, уяснить все богословские положения Православной Церкви, познакомиться с житиями ее святых. Чтобы образ святой жизни глубже отпечатался в сердце, в училище организовывались паломнические поездки. И, прежде всего, в Задонск, к «своему святому», который хоть еще и не был прославлен, но в Ливенском крае народное почитание его было велико. Еще заранее, до поездки в монастырь, преподаватели много рассказывали о жизни святителя Тихона Задонского, а в самом монастыре ученики видели подтверждение этому рассказу.

Святые Сергий Радонежский, Тихон Задонский, Митрофан Воронежский — на эти незыблемые духовные столпы опирались в обучении в Ливенском училище, этот фундамент исправлял и несовершенства становления нового училища, программы которого отличались от «русской  школы», действовавшей прежде при Сергиевском монастыре и храме. Если там акцент делался на катехизации, на обучении грамоте и чтению, то в новом Ливенском училище мостились ступеньки к тому, чтобы готовить просвещенных служителей алтаря, чтобы они с большим рассуждением сеяли зерна образования в народной среде. И это зависит прежде всего от служителей алтаря, этому наставляли учеников на занятиях, на это во всей полноте откликалась душа Георгия.

В 1829 году Георгий Говоров в числе лучших учеников был переведён в Орловскую духовную семинарию. Здесь, так же, как и в училище, он резко выделялся из среды своих товарищей не только серьёзностью занятий, но и примерным благонравием. В последних классах семинарии с большею ясностью стали определяться и склад ума, и черты его нравственного характера.

По окончании семинарии в 1837 году Говоров, как лучший из воспитанников своего курса, отправлен был на казённый счёт для дальнейшего образования в Киевскую Духовную академию. Ещё в семинарии он решил как можно серьёзнее заниматься изучением богословских предметов и строго хранить чистоту своей души и непорочность сердца.

Истинное научение управлению стадом Христовым невозможно без пастырской преемственности. Свое наставничество и архиерейское благословение иеромонаху Феофану, будущему Вышенскому Затворнику, передал преосвященный Иеремия Затворник, его духовный отец, уроженец г. Ливны, который в годы обучения святителя Феофана был ректором Киевской Духовной Академии и совершил постриг студента Георгия Говорова в монашество. На всю жизнь святитель Феофан сохранил чувство глубокого уважения и любви к епископу Иеремии.

Святитель Феофан был ректором Киевско-Софийского училища, членом духовной миссии в Иерусалиме, ректором Олонецкой духовной семинарии, настоятелем посольской церкви в Константинополе, епископом Тамбовским, Владимировским. С 1866 года в Вышенской пустыне началась затворническая жизнь святителя, где он занялся многоплодной просветительской деятельностью в области нравственного богословия и истолкования Священного Писания. Творения святителя Феофана Затворника именуются в православном мире путеводной звездой для всех тружеников богословной науки.

Святитель Феофан всегда много молился и в своих молитвах, как мы думаем, не забывал свою Родину, Орловщину, где родился и получил образование и надеемся, что и сейчас, находясь у Престола Божия возносит святые молитвы за русский народ, за Орловщину и за Ливенскую землю, их жителях и за всех тех, кто с верой к нему притекает.

 

    

 на главную